Откройте, Милиция!
Смирнов Андрей Михайлович — ПТ, 01/15/2010 - 18:15
Мы попросили прокомментировать проблему участия сотрудников правоохранительных органов в корпоративных конфликтах Владимира Аверина, адвоката, старшего партнера международного адвокатского бюро «Мюллер, Аверин и партнеры»
«В настоящее время тема «слияний и поглощений» стало одной из самой популярной в нашей стране, а тема враждебных захватов предприятий и компаний одним из самых прибыльных бизнесов. Ни для кого не секрет, что враждебный захват компании, зачастую, происходит с обязательным участием сотрудников правоохранительных, судебных и органов регистрации. Данным бизнесом, занимается большое количество фирм, которые взаимодействуют с рядом государственных структур.
Хотелось бы остановиться, в частности на деятельности правоохранительных органов. В последние несколько месяцев к руководителям организаций со стороны УБЭП, УНП, стали приходить требования о предоставлении информации, в которых, сотрудники милиции ссылаются на п.п. 4, 30 ст. 11 ФЗ РФ «О милиции», ст. 15 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», просят предоставить в их адрес документы о финансово-хозяйственной деятельности компаний за несколько лет работы.
Я не сомневаюсь, что в подавляющем большинстве, сотрудники милиции действуют в интересах государства и граждан страны и пытаются выявить экономические и налоговые преступления. Но адвокатское Бюро «Мюллер, Аверин и партнеры» столкнулось со случаями, когда документы представленные сотрудникам милиции стали оружием в руках «рейдеров» при враждебных захватах компаний.
Какие документы запрашиваются? Это правоустанавливающие документы (устав, учредительные договора, выписка из реестра), информацию об активах компании (свидетельства о регистрации прав собственности на недвижимость и т.д.), списки контрагентов (с указанием ИНН, Ф.И.О. руководителей организации), кредитные договора, бухгалтерские документы и т.д.
Если сотрудники милиции выполняют заказ рейдеров, то несложно представить, если сотрудники милиции выполняют заказ «рейдеров», то доступ к какой информации получают последние. О данной информации можно только мечтать, так как для ее получения из других источников необходимо потратить большое количество времени, договариваться с различными государственными органами (налоговая инспекция, регистрационная служба, банковские структуры). И в ходе так называемой проверки, можно получить компрометирующую информацию о компании, которую потом использовать для шантажа руководителя организации.
Что делать руководителю компании, получившей такой запрос ?
Теперь хотелось бы остановиться на вопросе, что делать руководителю компании получившей такой запрос ? Согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующего проведение сотрудниками милиции проверок финансово-хозяйственной деятельности компании, документы возможно затребовать только по официально проводимой проверке. В порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ также предусмотрено изъятие документов по возбужденному уголовному делу, при наличии постановления о производстве выемки или обыска.
Более того, ссылка в запросе о предоставлении информации на ст.11 ФЗ РФ «О милиции», необоснованна, поскольку в п. 30 ст. 11 ФЗ РФ «О милиции» указано «… получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда Законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации. Указанный порядок, в данном случае, регламентирован Приказами МВД РФ № 177 от 16.03.04, № 636 от 02.08.05, согласно которых «…при назначении проверки выносится мотивированное постановление, которое регистрируется в специальном журнале».
Итак, ссылка в запросе на Федеральный закон «О милиции» хотя и звучит убедительно, но ее законность и правомерность не раз становились темой для обсуждения. И здесь куда «завлекательнее» звучит ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», действующая иногда просто «парализующие» на коммерсантов, готовых срочно менять свои мобильные телефоны и проводить очистку офисов от «жучков» сразу же после получения запроса.
На практике имели место случаи, когда сотрудники ОВД ссылались на якобы имеющееся у них постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но ввиду секретности последних отказывались с ним ознакомить.
«Некорректность» подобных запросов и предсказуемые дальнейшие действия сотрудников ОВД после представления им запрашиваемых документов свидетельствуют не столько об их нездоровом интересе к компании, сколько об отсутствии профессионализма в решении проблем подобного рода со стороны юристов, адвокатов, сотрудников безопасности самой фирмы.
Естественное желание руководителей коммерческих структур не портить отношения с представителями власти в данном случае может привести к непоправимым последствиями. Но что же им делать в такой ситуации ?
Во-первых – определить, проводят ли сотрудники милиции официальную проверку или нет. Как это сделать ? Необходимо затребовать у сотрудников милиции мотивированное постановление о проведении проверки, которое должно быть подписано начальником подразделения, либо его заместителем с указанием конкретных сотрудников, допущенных к ее проведению. Если все вышеуказанные условия соблюдены, то скорее всего сотрудники правоохранительных органов проводят плановую или оперативную проверку. Во-вторых, если же сотрудники милиции отказывают в предоставлении указанного постановления, оформленного с соблюдением требований Закона, а предъявляют только запрос о предоставлении информации, то руководитель компании должен обеспокоиться, так как это тревожный звонок, за которым может последовать «рейдерская атака». В этом случае целесообразно обратиться к профессиональным юристам, специализирующимся в сфере корпоративных конфликтов и имеющих свою апробированную методику защиты компаний, которые возьмут данную ситуацию под контроль и выстроят систему защиты от враждебного поглощения.
Отправить комментарий